«– Однако в самом деле, – сказала хозяйка, – кого почитаете вы первою женщиною на свете?
– Берегитесь, вы напрашиваетесь на комплименты.
– Нет, шутки в сторону.
Тут пошли толки. Иные называли m-me de Stael, другие Орлеанскую деву, третьи – Елисавету, английскую королеву, m-me de Maintenon, m-me Roland[297] и проч.
Молодой человек, стоявший у камина (потому что в Петербурге камин никогда не лишний), в первый раз вмешался в разговор:
– Для меня, – сказал он, – женщина самая удивительная – Клеопатра.
– Клеопатра! – сказали гости, – да, конечно… однако почему ж?.»
Эта цитата из незавершенной повести Пушкина – не просто эпиграф к предстоящей лекции. В ней обозначены и ее тема, и ее проблема. Героиня нашей встречи – прославлена не только своим влиянием на ход исторических событий, но и любовными отношениями с великими людьми, с точки зрения обывательской морали – небезупречными. Потому ее имя и вызывает возражения у героев цитированного фрагмента. И поэтому же – последняя царица Египта становится героиней бесчисленных произведений искусства: в ее истории жажда власти и любви трагически соединены с самовольным уходом из жизни. Объять все отражения образа Клеопатры в искусстве – задача непосильная. Но мы попробуем прочертить линию, которая приведет нас к автору цитаты-эпиграфа. В центре нашего внимания будут лишь те тексты, которые могли попасть в поле зрения Пушкина, чье воображение образ Клеопатры тревожил на протяжении 10 лет.
Какой была историческая Клеопатра, каково ее влияние на ход истории, как отразился и как менялся ее образ в искусстве на протяжении веков – об этом мы будем говорить, вспоминая античную лирику и историографию, средневековые и ренессансные компендиумы по истории, драматургию, поэзию и прозу нового времени.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.